14 декабря 2008 г. скончался Владимир Васильевич Крючкин.
Владлен (Владимир – его имя во святом крещении) Васильевич Крючкин родился 2 марта 1938 г. в Новосибирске. В 1969 году окончил операторский факультет ВГИКа; почти 26 лет проработал на студии «Центрнаучфильм» как оператор, режиссер и сценарист; снимал в экстремальных условиях– в Арктике, под водой на Северном полюсе, в путешествиях на собачьих упряжках, в горах и пустынях. Получив в молодости тяжелую травму позвоночника (на экзамены во ВГИК приехал в корсете), он хромал всю оставшуюся жизнь, но его энергия и задор с лихвой компенсировали этот физический недостаток.
Работы В.В. Крючкина были отмечены наградами на международных конкурсах. Своим вторым увлечением он называл фотографию: «Фильмы – моя профессия. Фотография – моя любовь»
Крестился Владимир Васильевич уже в сознательном возрасте, в 70-е годы ушедшего века, а этап осознанного воцерковления, как и многие, прошел в конце 80-х– начале 90-х.
Основной областью его деятельности становится, как он сам говорил, православная фотография: «Православной фотографией я увлекся, когда в девяностые годы стал замечать на прилавках всякую мерзость, которую преподносили под соусом свободы. Захотелось найти этому альтернативу. Призывать к истинной, красивой фотографии, той, которая от Бога».
Владимир Васильевич часто говорил о воцерковлении через созерцание красоты тварной природы: «Вселенной всегда присуща только Красота. Ничего уродливого и безобразного Он не творит. И в высоких широтах Арктики я постоянно видел подтверждение тому, что эту красоту мог сотворить только Бог, гениальный Творец вселенной».
В начале 2000-х Владимир Васильевич организовал фотовыставку– проект "Камни вопиют" о разрушенных в годы гонений храмах России. Выставка по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II экспонировалась в Москве, в Славянском культурном центре в 2004 г. На выставке были представлены также фотографии разрушенных храмов Сербии; в ней приняли участие 15 фотографов. В 2006 г. эта выставка демонстрировалась в Череповце.
В декабре 2007 г. Владимир Васильевич и журналист Наталья Батраева, автор проекта фотовыставки «Косово: взгляд изнутри» решили объединить свои фотовыставки. Так родился проект «Россия – Косово: камни вопиют», который демонстрировался зимой 2008 г. в Белграде, в Грачанице и Косовской Митровице (Косово и Метохия), а в мае-июне того же года в московском Доме кино. «Наша фотовыставка – это призывы к размышлению о происходящем и к покаянию. И нам, авторам проекта, хотелось бы, чтобы именно так она воспринималась посетителями»,– так говорил на открытии выставки Владимир Васильевич.
Еще одной фотовыставкой, которую организовал В.В. Крючкин была "По ком звонит колокол"– о Леушинском монастыре, затопленном при заполнении Рыбинского водохранилища. Фотографии Владимира Васильевича экспонировались также в рамках проекта «Территория радости» журнала «Фома».
Он руководил православной фотостудией при приходе храма Серафима Саровского в Раеве; организовывал выезды для съемок на натуре, которые превращались в паломнические поездки. Его мечтой было создание православного фотожурнала.
Занимался он и литературной деятельностью, его рассказы публиковались в журналах «Славянка», «Работница» и др., сотрудничал с газетой «Православная Москва».
Последние три года своей жизни он, будучи координатором инициативной группы, организовывал протесты против строительства в Бабушкинском районе СВАО т. н. РАХИ- Русско-Американского христианского института. Очень переживал, что это строительство не удалось остановить. У Поклонного креста, установленного инициативной группой (а в основном– тщанием Владимира Васильевича) на берегу Яузы, поблизости от Раевского кладбища и РАХИ, каждое воскресенье совершаются молебны и литии (на кладбище- мемориал воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны).
Обращаемся с просьбой к тем, кто имеет материалы, связанные с деятельностью и творчеством В.В. Крючкина, а также может поделиться своими воспоминаниями– пожалуйста, пишите на адрес электронной почты vkryuchkin@narod.ru или звоните +7 903 5079548, Петр. Хотелось бы, чтобы фотовыставки Владимира Васильевича продолжили свою жизнь и после его кончины.